Максим Горький
Несвоевременные мысли
Заметки о революции и культуре 1917–1918 гг.
![]() |
Максим Горький |
"Несвоевременные мысли" М. Горького - это уникальный во всей истории русской литературы фолиант, возникшая из коротких газетных откликов писателя на злобу дня о революции и интеллигенции. Газета выходила с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время. Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как считает он, один: "возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен вторгнуться в хаос настроения улицы". Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических статей Горького. Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького. Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого возмущения. Писатель один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и большевиков. Почему Горький назвал мысли, возникавшие у него после февраля 1917 г. "несвоевременными" и никак не иначе? В молодые годы, как и многие писатели в начале ХХ века, Горький не избежал увлечения философией Ницше. Фридрих Ницше (1844-1900) - изобретатель термина "несвоевременные размышления". Надо мыслить дальше в будущее, ибо своевременное – слишком мелко и суетно для настоящего философа.
Помогите!
«Новая Жизнь» № 50, 16(29) июня 1917 г.
«Три года кровавого кошмара, истребившего цвет населения Европы; три года, как вся Европа в кровавом опьянении уничтожает своих наиболее здоровых, наиболее сильных сынов.
История выдвинула на первую очередь и требует немедленного разрешения вопроса о будущем страны. Полное обнищание, дикое озверение грозит нам, если не начать сейчас же работать во имя будущего. Если всем странам трудно будет оправиться от этой тяжелой, затяжной и опустошительной катастрофы, это будет особенно трудно России. Веками алкоголизированное царскими кабаками население, отравленная сифилисом деревня, 50% детской смертности до 5-ти лет и чуть ли не поголовная неграмотность и невежество. Если сейчас немедленно не приложить всех сил для спасения будущего России, ее детей – великая страна погибла, погиб великий народ.
Союз рабочих табачных и гильзовых фабрик сделал первую слабую попытку в области общественной заботы о детях – свыше 1000 детей отправлены на воздух, к природе, к солнцу. Но, несмотря на призывы к педагогам, к лиге социального воспитания, к интеллигенции, отклика нет, и культурное руководство нашим рабочим начинанием никто не хочет брать.
Педагоги, фребелички, интеллигенция, отзовитесь, придите на помощь!
Промедление – смерти подобно.
Председатель союза А. Каплан».
Фребеличка, фребелички, жен. (дорев.). Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля.
Неужели этот разумный и страстный призыв не встретит сочувственного отклика интеллигенции, неужели глубокая важность начинания, созданного энергией Каплана, не будет понята людьми, сердца которых не оглушены шумом политической борьбы?
Весь мир, мы все тоскуем о честном, здоровом человеке, мы любим его в мечтах наших, – разве это только литературная тоска, платоническая, бескровная любовь?
Казалось бы, что опыт «Союза рабочих табачных и гильзовых фабрик» должен привлечь деятельное внимание интеллигенции. Ведь пред нею открывается прекрасная возможность продуктивной работы на почве социальной педагогики и возможность широко ознакомиться с культурными запросами и стремлениями рабочих. Я уверен, что это знакомство изменило бы строй чувств и мнений, сложившихся за последние месяцы среди интеллигенции, – поколебало тот скептицизм, те тяжелые сомнения, которые вызваны и возбуждаются газетной травлей, которую развивают высокоумные политики, руководствуясь только тактикой борьбы.
Но – это дело второй степени, а прежде всего мы все должны бы озаботиться тем, чтобы – по-моему это возможно – извлечь детей из атмосферы города, развращающей их. Об этом много говорилось, но вот теперь, когда сами рабочие стали делать это, они не встречают помощи. Что же, – опять:
Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.
Векторная теория социальной революции.
Новая книга о причинах, движущих силах, целях и задачах революции, как общественного явления, перемещающего государство в направлении прогрессивных политических идей: демократии, либерализма и равноправия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий