понедельник, 6 ноября 2017 г.

Максим Горький. Несвоевременные мысли. Глава 41.

Максим Горький
Несвоевременные мысли

Заметки о революции и культуре 1917–1918 гг.

Максим Горький
Максим Горький

Сборник «Несвоевременные мысли» - книга необычайно актуальная и в 21 веке. Ее значение в восстановлении исторической правды о прошлом, помогающей понять трагизм гражданской войны, её роль в литературной работе и жизни самого Горького не может быть переоценена. «Несвоевременные мысли» - это уникальная во всей истории русской литературы повесть, возникшая из коротких газетных статей писателя на злобу дня. Печатаясь на страницах «Новой жизни», Горький пытался выработать свою позицию, свое отношение к действительности, развивающимся событиям. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в петроградской газете «Новая жизнь». Она издавалась с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года, то есть в самое переходное, переломное время. Название сборника - влияние философии Ницше. Немецкий мыслитель уверял, что все своевременное - мелко и жалко. Настоящий мыслитель должен устремлять своё творчество в будущее - это ремесло великого человека. Главные темы статей: революция, политика, необходимость строить новое общество, бедность. Герои очерков: коммунисты, интеллигенция, народные массы, буржуазия. Противопоставление некультурного крестьянина культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических статей Горького. Великий гуманист один из первых заметил утопизм программы В.И. Ленина и большевиков. Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького. Закрытие ряда газет, самосуды толпы вызвали у него чувство глубокого возмущения. Позднее, в 20-30-е годы М. Горький в своей публицистике постоянно заявлял о поддержке им политики, проводимой Сталиным, Лениным, большевиками.

Источник ruslit.traumlibrary.net

XLI

Редакцией «Новой Жизни» получено нижеследующее письмо:

«Пушечный Округ Путиловского завода.

Постановил вынести Вам, писателям из Новой Жизни, порицание, как Строеву, был когда-то писатель, а также Базарову, Гимер-Суханову, Горькому, и всем составителям Новой Жизни ваш Орган несоответствует настоящей жизни нашей общей, вы идете за оборонцами вслед. Но помните нашу рабочую Жизнь пролетариев не троньте, бывшей в Воскресенье демонстрацией, не вами демонстрация проведена не вам и критиковать ее. А и вообще наша партия - большинство и мы поддерживаем своих политических вождей действительных социалистов освободителей народа от гнета буржуазии и капиталистов, и Впредь если будут писаться такие контр-революционные статьи то мы рабочие клянемся вам зарубите себе на лбу что закроем вашу газету, а если желательно осведомитесь у вашего социалиста так называемого нейтралиста он был у нас на путиловском заводе со своими отсталыми речами спросите у него дали ему говорить да нет, да в скором времени вам воспретят и ваш орган он начинает равняться с кадетским, и если вы горькие, отсталые писатели будете продолжать свою полемику и с правительственным органом «Правда» то знайте: прекратим в нашем Нарвско-Петергофском районе торговлю.

адрес Путиловс. завод Пушечн. Округ пишите отв. а то будут Репрессии».

Свирепо написано!

С такой свирепостью рассуждают дети, начитавшись страшных книг Густава Эмара и воображая себя ужасными индейцами.

Конечно, – детей следует учить. И в поучение автору – или авторам сердитого письма я скажу:

Нельзя так рассуждать, как рассуждаете вы:

«Демонстрация не вами проведена, не вам и критиковать ее».

Политическое и экономическое угнетение рабочего класса тоже «не нами проведено», но мы всегда критиковали и будем критиковать всякую систему угнетения человека, кем бы эта система не «проводилась».

Люди, имена которых названы в письме, боролись с самодержавием мошенников и подлецов не для того, чтобы оно заменилось самодержавием политических дикарей.

Нам угрожают, что если мы будем «продолжать полемику с правительственным органом «Правда», то…»

Да, мы будем продолжать полемику с правительством, которое губит рабочий класс; мы считаем эту полемику нашим долгом, – долгом честных граждан и независимых социалистов.



Векторная теория социальной революции.

Векторная теория социальной революции






Новая книга о причинах, движущих силах, целях и задачах революции, как общественного явления, перемещающего государство в направлении прогрессивных политических идей: демократии, либерализма и равноправия.



Комментариев нет:

Отправить комментарий