понедельник, 30 октября 2017 г.

Максим Горький. Несвоевременные мысли. Глава 1.

В первые два месяца 1917 года Россия была еще романовской монархией. Через восемь месяцев у кормила стояли уже большевики, о которых мало кто знал в начале года и вожди которых, в самый момент прихода к власти, еще состояли под обвинением в государственной измене. В истории не найти второго такого крутого поворота, особенно если не забывать, что речь идет о нации в полтораста миллионов душ. Ясно, что события 1917 года, как бы к ним ни относиться, заслуживают изучения.
Лев Троцкий

Максим Горький
Несвоевременные мысли



Горький утверждал веру в победу разума и воли интеллигенции, в лучшее будущее, непримиримую ненависть к войне, И поистине значимой в этом отношении является книга М. Горького «Несвоевременные мысли», вобравшая его «заметки о революции и культуре» 1917-1918 годов. Это уникальная во всей истории русской литературы компиляция, возникшая из коротких газетных откликов Буревестника революции на злобу дня. Путь между двумя революциямибуржуазной и социалистической – трудный путь. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в петроградской газете «Новая жизнь». Газета была открыта после Февральской революции и закрыта после Октябрьской большевиками, друзьями Горького. Она издавалась с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года, то есть в самое переходное, переломное время. Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя негативных свойств, присущих этой системе. Писатель один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и большевиков. Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических статей Горького. Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького. Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого возмущения.


Источник http://ruslit.traumlibrary.net
I
Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди.
Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнем силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнетом полицейского строя жизни.
Но нам не следует забывать, что все мы – люди вчерашнего дня и что великое дело возрождения страны в руках людей, воспитанных тяжкими впечатлениями прошлого духе недоверия друг к другу, неуважения к ближнему и уродливого эгоизма.
Мы выросли в атмосфере «подполья»; то, что мы называли легальной деятельностью, было, в сущности своей, или лучеиспусканием в пустоту, или же мелким политиканством групп и личностей, междоусобной борьбою людей, чувство собственного достоинства которых выродилось в болезненное самолюбие.
Живя среди отравлявших душу безобразий старого режима, среди анархии, рожденной им, видя, как безграничны пределы власти авантюристов, которые правили нами, мы – естественно и неизбежно – заразились всеми пагубными свойствами, всеми навыками и приемами людей, презиравших нас, издевавшихся над нами.
Нам негде и не на чем было развить в себе чувство личной ответственности за несчастия страны, за ее постыдную жизнь, мы отравлены трупным ядом издохшего монархизма.
Публикуемые в газетах списки «секретных сотрудников Охранного отделения», – это позорный обвинительный акт против нас, это один из признаков социального распада и гниения страны, – признак грозный.
Есть и еще много грязи, ржавчины и всяческой отравы, все это не скоро исчезнет; старый порядок разрушен физически, но духовно он остается жить и вокруг нас, и в нас самих. Многоглавая гидра невежества, варварства, глупости, пошлости и хамства не убита; она испугана, спряталась, но не потеряла способности пожирать живые души.
Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, – это люди опасные политически и социально. масса обывателя еще не скоро распределится по своим классовым путям, по линиям ясно сознанных интересов, она не скоро организуется и станет способна к сознательной и творческой социальной борьбе. И до поры, пока не организуется, она будет питать своим мутным и нездоровым соком чудовищ прошлого, рожденных привычным обывателю полицейским строем.
Можно бы указать и еще на некоторые угрозы новому строю, но говорить об этом преждевременно да, пожалуй, и нецензурно.
Мы переживаем момент в высшей степени сложный, требующий напряжения всех наших сил, упорной работы и величайшей осторожности в решениях. Нам не нужно забывать роковых ошибок 905-6 гг., – зверская расправа, последовавшая за этими ошибками, обессилила и обезглавила нас на целое десятилетие. За это время мы политически и социально развратились, а война, истребив сотни тысяч молодежи, еще больше подорвала наши силы, подорвав под корень экономическую жизнь страны.
Поколению, которое первым примет новый строй жизни, свобода досталась дешево; это поколение плохо знает страшные усилия людей, на протяжении целого века постепенно разрушавших мрачную крепость русского монархизма. Обыватель не знал той адовой, кротовой работы, которая сделана для него, – этот каторжный труд неведом не только одному обывателю десятисот уездных городов российских.
Мы собираемся и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начали разумом, они знакомы нам в теории, но – этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни, в древний русский быт. Именно нам трудно, ибо мы, повторяю, народ совершенно невоспитанный социально, и так же мало воспитана в этом отношении наша буржуазия, ныне идущая к власти. И надо помнить, что буржуазия берет в свои руки не государство, а развалины государства, она берет эти хаотические развалины при условиях, неизмеримо более трудных, чем условия 5–6 года. Поймет ли она, что ее работа будет успешна только при условии прочного единения с демократией, и что дело укрепления позиций, отнятых у старой власти, не будет прочно при всех иных условиях? Несомненно, что буржуазия должна поправеть, но с этим не нужно торопиться, чтобы не повторить мрачной ошибки 6-го года.
В свою очередь, революционная демократия должна бы усвоить и почувствовать свои общегосударственные задачи, необходимость для себя принять деятельное участие в организации экономической силы страны, в развитии производительной энергии России, в охране ее свободы от всех посягательств извне и изнутри.
Одержана только одна победа – завоевана политическая власть, предстоит одержать множество побед гораздо более трудных, и прежде всего мы обязаны одержать победу над собственными иллюзиями.
Мы опрокинули старую власть, но это удалось нам не потому, что мы – сила, а потому, что власть, гноившая нас, сама насквозь прогнила и развалилась при первом же дружном толчке. Уже одно то, что мы не могли так долго решиться на этот толчок, видя, как разрушается страна, чувствуя, как насилуют нас, – уже одно это долготерпение наше свидетельствует о нашей слабости.
Задача момента – по возможности прочно укрепить за собою взятые нами позиции, что достижимо только при разумном единении всех сил, способных к работе политического, экономического и духовного возрождения России.
Лучшим возбудителем здоровой воли и вернейшим приемом правильной самооценки является мужественное сознание своих недостатков.
Годы войны с ужасающей очевидностью показали нам, как мы немощны культурно, как слабо организованы. Организация творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух.
Мы изголодались по свободе и, при свойственной нам склонности к анархизму, легко можем пожрать свободу, – это возможно.
Не мало опасностей угрожает нам. Устранить и преодолеть их возможно только при условии спокойной и дружной работы по укреплению нового строя жизни.
Самая ценная творческая сила – человек: чем более развит он духовно, чем лучше вооружен техническими знаниями, тем более прочен и ценен его труд, тем более он культурен, историчен. Это у нас не усвоено, – наша буржуазия не обращает должного внимания на развитие продуктивности труда, человек для нее все еще как лошадь, – только источник грубой физической силы.
Интересы всех людей имеют общую почву, где они солидаризуются, несмотря на неустранимое противоречие классовых трений: эта почва – развитие и накопление знаний. Знание – необходимое орудие междуклассовой борьбы, которая лежит в основе современного миропорядка и является неизбежным, хотя и трагическим моментом данного периода истории, неустранимой силой культурно-политического развития; знание – это сила, которая, в конце концов, должна привести людей к победе над стихийными энергиями природы и к подчинению этих энергий общекультурным интересам человека, человечества.
Знание должно быть демократизировано, его необходимо сделать всенародным, оно, и только оно, – источник плодотворной работы, основа культуры. И только знание вооружит нас самосознанием, только оно поможет нам правильно оценить наши силы, задачи данного момента и укажет нам широкий путь к дальнейшим победам.
Наиболее продуктивна спокойная работа.
Силой, которая всю жизнь крепко держала и держит меня на земле, была и есть моя вера в разум человека. До сего дня русская революция в моих глазах является цепью ярких и радостных явлений разумности. Особенно мощным явлением спокойной разумности был день 23-го марта, день похорон на Марсовом поле.
В этом парадном шествии сотен тысяч людей впервые и почти осязательно чувствовалось – да, русский народ совершил революцию, он воскрес из мертвых и ныне приобщается к великому делу мира – строению новых и все более свободных форм жизни!
Огромное счастие дожить до такого дня!
И всей душой я желал бы русскому народу вот так же спокойно и мощно идти все дальше, все вперед и выше, до великого праздника всемирной свободы, всечеловеческого равенства, братства!

СПРАВОЧНИК

  1. Авантюрист - активный и беспринципный человек, склонный к авантюрам, то есть рискованным, сомнительным начинаниям, делу, предпринятому без учёта реальных возможностей, сил и условий, в расчёте на случайный успех, быструю выгоду.
  2. Анархизм (анархия, анархист) - безвластие, свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
  3. Бенефициар революции – это лицо, группа людей, партия, класс, которые в результате революционных преобразований получают выгоду – входят во власть, приобретают капитал материальный (источник дохода, особые привилегии) и/или символический (слава, почет). Выгодоприобретатель. Производное от лат. beneficium – благодеяние.
  4. Большевики (социал-демократы - большевики) - радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков. «Большевиками» стали называть после II съезда РСДРП группу, получившую большинство на выборах в ЦК партии.
  5. Бунт – это массовый выход людей в общественное место с целью демонстрации государству своего недовольства им.
  6. Бунтовщик – это политик недовольный властью, но не желающий входить во власть. бунтовщик активно выступает против порядков, установленных элитой, критикует правительство, готов на самые решительные действия по ниспровержению существующего строя, но не имеет желания и/или умения, в случае победы революции, идти во власть и управлять страной, городом, селом… и не ставит перед собой такой задачи.
  7. Буржуй, буржуазия - (фр. Bourgeoisie от фр. bourg; ср.: нем. Burg — город) — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.
  8. Гнет - см. угнетение.
  9. Государство – это инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование людей.
  10. Движущие силы революции – это классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственно-распределительных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя или способны к участию в борьбе за победу иного строя, прилагают усилия для позитивного перемещения государства в политическом пространстве (контрэлита, бунтовщики и революционеры).
  11. Демократия – это политическая идея, предусматривающая, что источником государственной власти являются все граждане данной страны, и все они не только вправе управлять государством, но имеют для этого реальные возможности, форма правления, при которой все граждане могут пользоваться равными правами на управление государством. Производное от греч. demos – народ, kratos – власть.
  12. Деспотия – это форма правления, при которой государственная власть может осуществляться единолично. В зависимости от предлога или способа достижения власти она может называться монархия, диктатура, тирания и т.п.
  13. Интеллигент, интеллигенция – работник умственного труда. В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.
  14. Капитализм – это социальный строй, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда человека человеком. Предшествует по марксистско-ленинскому учению социализму – первой фазе коммунизма. Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, высокая степень обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Политический смысл капитализма состоит в высоком уровне либерализма и демократии. Нередко в капиталистических странах политическое равноправие остается на низком уровне.
  15. Класс – это большая группа людей, которая характеризуется местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, своей ролью в общественной организации труда, размерами получаемой доли общественного богатства.
  16. Коммунизм - (от латинского communis — общий) — общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам.
  17. Коммунисты - члены Коммунистической партии (компартия), которая провозглашает марксизм своим основополагающим учением и борется за социальную справедливость, ставя своей конечной целью построение коммунизма.
  18. Контрреволюция – это заметное негативное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени. Негативное перемещение – это перемещение хотя бы по одной оси политического пространства по направлению к этатизму, деспотии, исключительности. Коротким мы можем признать промежуток времени в несколько лет, не более пяти.
  19. Либерализм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается каждый человек. Производное от лат. liberalis – свободный. Для разделяющих эту политическую идею общество представляет собой совокупность отдельных личностей, которая не должна иметь ни на какую личность никаких прав. Общество не должно иметь никаких интересов, противоречащих интересам отдельной личности. Государство – некий инструмент, предназначенный для организации сосуществования людей и, так же, как и общество, не имеющий никаких прав на отдельную личность и никаких интересов, интересам этой личности противоречащих. Либерализм, как политическая идея, предполагает наличие у каждого человека максимально возможного объема свободы.
  20. Личность – это комплекс социальных свойств человека, формирующийся на основе его наследственности в процессе включения в систему общественных отношений и проявляющийся как его индивидуальность. В основе личности – биологическая природа человека и те социальные условия, в которых человек оказывается: особенности семьи, школы, время и место его жизни и работы.
  21. Народные массы (аполитичное население) – это люди, не обладающие субъективной потребностью и/или объективной способностью действовать в общественной жизни по собственному выбору на основе ценностей самореализации. Это социальный тип, не стремящийся к осуществлению властных функций, податливый и адаптирующийся к любым формам властного контроля. Эти люди не стремятся реализовать себя в управлении государством.
  22. Оппозиция – это часть революционеров, которые четко и полно формулируют желаемую ими систему власти.
  23. Политики – это люди, обладающие субъективной потребностью и/или объективной способностью действовать в общественной жизни по собственному выбору на основе ценностей самореализации в управлении государством.
  24. Политическая партия – это часть народа, объединившаяся с целью завоевания власти.
  25. Пролетарий, пролетариат - неимущие. Иногда испльзуется как синоним рабочего класса. В капиталистическом обществе класс, источником средств существования которого является заработная плата, а единственным имеющим материальную ценность достоянием – его рабочая сила. Маркс (Marx), Энгельс (Engels) и другие марксисты фактически узурпировали это слово, хотя во времена античности и средние века так называли тех, кто находился в услужении. В понимании марксистов пролетариат – это класс, живущий исключительно за счет своей рабочей силы и не имеющий возможности жить, подобно буржуазии, за счет прибыли от капитала, или за счет собственности на средства производства; класс, который был полностью лишен собственности в процессе промышленной революции. Хотя в наши дни довольно часто можно встретить термин "рабочий класс", используемый как синоним понятия "пролетариат", следует иметь в виду, что Энгельс в работе "Принципы коммунизма" (1847) утверждал: рабочий класс существовал всегда так же, как всегда были бедняки, тогда как пролетариат появился только в XIX в.
  26. Пространство политических идей (политическое пространство) – это модель, которая описывает закономерное положение основных политических идей (либерализм, этатизм, социализм, демократия, деспотия, равноправие, исключительность) относительно друг друга.
  27. Равноправие (эгалитаризм) – это политическая идея, согласно которой все люди политически одного сорта, и никакая исключительность не допускается. Для разделяющих эту политическую идею каждый человек обладает точно таким же объемом прав, как и любой другой.
  28. Революционер – это политик, недовольный системой власти и желающий осуществлять властные полномочия, активно выступающий против существующего в стране устройства власти. Революционеры целенаправленно стремятся к власти и активно желают изменить само устройство, функционирование власти.
  29. Революционная ситуация – это политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением большого числа людей в активную борьбу против элиты. Революционная ситуация возникает, если в стране один из риаторов достиг предела долготерпения народа.
  30. Революция, социальная революция – это заметное позитивное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени. Производное от лат. revolutio – поворот, переворот. Позитивное перемещение – это перемещение хотя бы по одной оси политического пространства в направлении либерализма, демократии, равноправия. Коротким мы можем признать промежуток времени в несколько лет, не более пяти.
  31. Реставрация – это заметное негативное перемещение государства в политическом пространстве за длительный промежуток времени.
  32. Социализм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается общество. Производное от лат. socialis – товарищеский, общий. Для разделяющих эту политическую идею общество ставит цели жизни и развития своим отдельным членам. Общество дает оценку действиям человека с точки зрения их полезности для достижения целей общества – его сохранения и развития. Человек вправе преследовать любые цели, не противоречащие интересам общества как целого, обязан соблюдать права других людей, исполнять свои добровольные обязательства и все предписания общества, направленные на достижения его, общества, целей. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком.
  33. Тиран, тирания - греческое наименование жестокого правителя. Форма государственной власти, основанная на самовластном и беззаконном правлении.
  34. Угнетение, гнет – это постоянно испытываемое человеком и неизбежное давление природных и социальных факторов.
  35. Церковь, церковное учение - христианская община в целом, и форма организации верующих христиан. совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.
  36. Цинизм - откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
  37. Эгалитаризм – это политическая идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества. Производное от фр. egalite – равенство. См. Равноправие.
  38. Элита – это совокупность политиков, довольных действующей системой власти, довольных также и своим положением в этой системе. Не имеет никакого отношения к качеству, отборности, селекции, например, в сельском хозяйстве.
  39. Этатизм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается государство. Производное от фр. l’Etat – государство. Для разделяющих эту политическую идею человек представляет собой винтик, роль и функция которого определена государством. Любое предписание государства законно и подлежит неукоснительному исполнению. У человека нет никаких самостоятельных целей. Общество – инструмент государства, помогающий методами солидарной ответственности (один за всех и все за одного) принудить отдельного человека исполнять любые предписания государства.


Векторная теория социальной революции.

Векторная теория социальной революции






Новая книга о причинах, движущих силах, целях и задачах революции, как общественного явления, перемещающего государство в направлении прогрессивных политических идей: демократии, либерализма и равноправия.



Комментариев нет:

Отправить комментарий